Бензин сильно дешевеет в опте, но его розничная цена почти не меняется

Оптовые цены на бензин Аи-92 упали до 36,8 тысячи рублей за тонну, ниже значений 2018 года, а на марку Аи-95 — до 41 тысячи рублей за тонну, что соответствует уровню первой волны пандемии коронавируса — апрелю 2020 года.

Оптовые цены на бензин Аи-92 упали до 36,8 тысячи рублей за тонну, ниже значений 2018 года, а на марку Аи-95 — до 41 тысячи рублей за тонну, что соответствует уровню первой волны пандемии коронавируса — апрелю 2020 года. Розничные цены вслед за биржевыми котировками не последовали. Для сравнения, в 2018 году литр Аи-92 на АЗС стоил 39,43 рубля, а Аи-95 в 2020 году — 46,2 рубля. Сейчас их средняя цена на заправках — 47,3 и 51,3 соответственно пишет наш информационный партнёр «Российская газета»

Падение оптовых цен — это совсем не тренд мая, началось оно с конца февраля. С того периода биржевые котировки упали почти на 30%, несмотря на стабильно высокую стоимость нефти, а розничные цены снизились только на 0,6%. Причем, по мнению экспертов, ожидать какого-то значительного удешевления бензина на АЗС в дальнейшем не следует.

Причина такой разной динамики оптовых и розничных цен — в структуре российского экспорта, а также особенностях налогообложения и ценообразования на рынке топлива в России. Но основной фактор, удерживающий цены на АЗС, в том, что их рост ограничен государством уровнем инфляции. А, например, почти весь прошлый год оптовые цены росли, значительно опережая этот уровень (более 20%, а инфляция — 8,4%). Поэтому заправки работали на грани или ниже уровня рентабельности. В этом году ситуация выправилась, но на АЗС не спешат сильно снижать цены, понимая, что в случае роста биржевых котировок повысить они смогут стоимость бензина и дизеля опять только на уровень инфляции, который может отстать от подорожания в опте.

Предпосылок для ощутимого снижения розничных цен на автобензин сейчас нет, считает старший аналитик ИГ «Петромаркет» Мария Арье. По ее словам, операторы АЗС, которые почти весь 2021 год торговали топливом себе в убыток, не стремятся снижать розничные цены вслед за оптовыми, компенсируя понесенный ущерб и опасаясь повторения прошлогодней ситуации.

Ситуация, конечно, не самая приятная для владельцев авто и малого бизнеса, но, учитывая сравнительно слабый рост розничных цен на топливо в нашей стране с 2019 года, не критичная для спроса и не ограничивающая потребление. В Европе и США цены на АЗС только с мая прошлого года выросли на 30-50%, побив многолетние или исторические рекорды.Почти весь прошлый год заправки работали на грани или ниже уровня рентабельности, а сейчас компенсируют свои потери

Впрочем, если цены на бирже продолжат снижаться теми же темпами, как с марта этого года, то они вполне могут потянуть за собой розницу. Другое дело, что едва ли динамика сохранится. Оптовые цены в России ориентируются на экспортные нетбэки (экспортную цену топлива с вычетом пошлин и транспортных расходов), которые с февраля находятся приблизительно на одном уровне (небольшой скачок вверх был только в марте из-за подорожания нефти выше 120 долларов за баррель). Поставки за границу нефтепродуктов с начала года снизились, что и послужило одной из причин снижения биржевых котировок.

Падение оптовых цен связано с естественной приостановкой открытости нашего рынка, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Не в последнюю очередь рост котировок в прошлые годы был связан с ростом цен на внешних площадках. Это происходило благодаря мерам по расширению открытости российской экономики, которые предпринимались финансово-экономическим блоком правительства. Теперь внешнее влияние по естественным причинам сведено к минимуму, отмечает эксперт.

Но сказанное больше справедливо для дизельного топлива — его на экспорт уходило около 50% от объемов производства. А оно, в отличие от бензина, продолжает ориентироваться на экспортные нетбэки, подешевев в опте с конца февраля совсем незначительно — всего на 4%. Бензина же за границу отправлялось не более 10% от производимого в стране.

В России с 2019 года работает демпфирующий механизм, компенсирующий из бюджета 68% по бензину и 65% по дизелю недополученных доходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) при отказе от экспорта и поставках на внутренний рынок. Но он возвращает только часть доходов. В начале года компенсацию по демпферу планировали увеличить до 83%, но решение по этому вопросу пока отложили.

При этом сложившаяся ситуация с растущей разницей между внутренними оптовыми ценами и экспортными нетбэками приводит к увеличению выплат из бюджета по демпферу. В январе они составили 85 млрд рублей, в феврале — 113,8 млрд рублей, в марте — 152,8 млрд рублей, а в апреле — 450,3 млрд рублей. Всего за четыре месяца было выплачено 801,9 млрд рублей. Для сравнения, почти столько же в бюджет принесла экспортная пошлина за поставки газа за четыре первых месяца 2022 года.

Инфографика «РГ»/ Александр Чистов/ Сергей Тихонов

Кроме того, в себестоимости производства бензина и дизеля в нашей стране около 70% занимают налоги, часть которых привязана к мировым котировкам нефти. Поэтому полностью избавиться от влияния мировой конъюнктуры на российском рынке пока не получается.

С точки зрения эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, на ценах на бензин сейчас сказывается сжатие спроса в сегменте новых легковых авто. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых авто в марте 2022 года снизились на 62,9% в годовом выражении (до 55,1 тысячи автомобилей), а в апреле — на 78,5% (до 32,7 тысячи единиц). При этом фактический выпуск топлива на российских НПЗ еще не подстроился под изменение спроса. Производство в марте снизилось на 0,7% в сравнении с мартом 2021 года. Поэтому стабилизация цен на рынке произойдет в тот момент, когда производство бензина адаптируется под сокращение конечного спроса, уточняет Родионов.

Схожее мнение высказала Арье. Причиной снижения цен производителей, по всей видимости, служит некоторое ослабление спроса на моторные топлива в рознице, которое транслируется на оптовый рынок, считает она. Розничная реализация топлива независимыми сетями АЗС в мае ниже, чем была год назад в это время, на 5-10% (в зависимости от региона и сети АЗС). А это сказывается на аппетите к закупкам в опте со стороны независимых операторов мелкооптового и розничного рынка.

Но сейчас на рынке бензина восстанавливается балансирующее влияние экспорта, отмечает Арье. По оперативным данным, объем экспорта автобензина за 21 день мая в среднесуточном выражении хотя и уступает апрельскому показателю, превышает уровень мая прошлого года почти на 6%. Похоже, что российские экспортеры в значительной мере адаптировались к санкционному давлению, по крайней мере в его текущих формах, считает эксперт. 

Сергей Тихонов

Последние новости

Новорожденная Полина удивила врачей своим выживанием

Несмотря на пессимистичные прогнозы, девочка продолжает бороться за жизнь.

Общественный центр социальных инициатив открывает новые возможности для молодежи

Организация стремится поддержать молодое поколение и развивать социальные проекты

Конференция активистов Движения Первых в Морозовском районе

Мероприятие собрало множество участников для обсуждения важных вопросов.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Киселевске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *