Информация о результатах мониторинга правоприменения Областного закона от 3 сентября 2014 года № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»
I. Общие положения мониторинга правоприменения Объект мониторинга – Областной закон от 3 сентября 2014 года № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» (далее – Областной закон № 222-ЗС).
I. Общие положения мониторинга правоприменения
Объект мониторинга – Областной закон от 3 сентября 2014 года № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»
(далее – Областной закон № 222-ЗС).
Указанный Областной закон регулирует отдельные отношения в сфере социального обслуживания граждан на территории Ростовской области, определяет в указанной сфере полномочия органов государственной власти Ростовской области, а также наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере социального обслуживания.
Из всего объема правоотношений, регулируемых указанным Областным законом, в предмет мониторинга вошли:
- организация предоставления в Ростовской области социальных услуг, связанных с обеспечением кратковременного присмотра за детьми, в том числе прогулки и сопровождение ребенка;
- предоставление в Ростовской области социальных услуг, связанных с уборкой жилых помещений.
Цель мониторинга – проработать вопрос о возможности и целесообразности включения в перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ростовской области, утвержденный Областным законом № 222-ЗС (далее –Перечень социальных услуг):
- оказания помощи представителю несовершеннолетнего в уходе за ребенком-инвалидом вне дома (прогулка, сопровождение);
- уборки жилых помещений.
Основаниями проведения мониторинга послужили распоряжение Законодательного Собрания Ростовской области от 23 марта 2015 года № 69 «Об утверждении Положения о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Ростовской области», план мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Ростовской области, на 2023 год, утвержденный Советом Законодательного Собрания Ростовской области 13 декабря 2022 года, а также обращения председателя регионального отделения общественной организации «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» Мирзоевой К.К.
Период проведения мониторинга – 2023 год.
II. Деятельность комитета Законодательного Собрания по социальной политике, труду, здравоохранению и делам военнослужащих по мониторингу правоприменения
Областного закона № 222-ЗС
Решением комитета по социальной политике от 10 февраля 2023 года
№ 55/6 утвержден график мероприятий по осуществлению мониторинга правоприменения Областного закона № 222-ЗС на 2023 год. Мероприятия, включенные в график, проведены в полном объеме.
С февраля 2023 года по май 2023 года депутатами Законодательного Собрания Ростовской области – членами комитета по социальной политике осуществлен выездной выборочный контроль в избирательных округах (закрепленных территориях) по основным направлениям мониторинга.
29 мая 2023 года в рамках заседания комитета по социальной политике проведено общественное обсуждение информации о ходе проведения мониторинга Областного закона № 222-ЗС.
8 декабря 2023 года комитетом по социальной политике проведено заседание «круглого стола» по подведению итогов мониторинга правоприменения Областного закона № 222-ЗС, по итогам которого приняты рекомендации участников заседания. Кроме того, итоговая информация о результатах мониторинга рассмотрена на заседании комитета по социальной политике.
При проведении мониторинга были использованы следующие материалы:
- информация от депутатов Законодательного Собрания Ростовской области – членов комитета по социальной политике по итогам проведения выездного выборочного контроля;
- информация министерства труда и социального развития Ростовской области о ходе исполнения Областного закона № 222-ЗС;
- информация субъектов Южного Федерального округа по реализации аналогичных положений законодательства;
- информация муниципальных образований о практике применения Областного закона № 222-ЗС (в части предмета мониторинга);
- информация прокуратуры Ростовской области о выявленных нарушениях прав граждан в рассматриваемой сфере;
- информация Уполномоченного по правам человека в Ростовской области о проступивших в его адрес обращениях;
- информация Общественной палаты Ростовской области;
- информация от граждан (обращения граждан);
- статистическая информация;
- информация экспертно-аналитического управления аппарата Законодательного Собрания Ростовской области.
III. Проведение мониторинга правоприменения Областного закона
В целом информация, изученная комитетом по социальной политике, свидетельствует о следующем.
Областной закон № 222-ЗС принят в пределах компетенции Законодательного Собрания Ростовской области.
В Ростовской области социальные услуги в различных формах социального обслуживания предоставляются 62 муниципальными организациями социального обслуживания Ростовской области, 35 некоммерческими организациями и 85 государственными учреждениями социального обслуживания.
Согласно Областному закону № 222-ЗС социальные услуги в различных формах социального обслуживания предоставляются в соответствии с Перечнем социальных услуг.
По состоянию на 1 декабря 2023 года на надомном социальном обслуживании состояло 82 355 человек. Общее количество получателей социальных услуг в муниципальных организациях социального обслуживания составляет 86 056 человек.
Некоммерческие организации наравне с муниципальными организациями социального обслуживания оказывают социальные услуги гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании на дому, и получают субсидию из средств областного бюджета. В текущем году данными организациями обслужено более 9 000 человек.
В муниципальных образованиях функционируют дополнительные сервисы предоставления услуг: 63 пункта проката технических средств реабилитации (ТСР); службы социального такси. Ежегодно в 47 учреждениях социального обслуживания получают услуги более 12 тысяч семей с детьми.
За исследуемый период в Законодательное Собрание Ростовской области акты прокурорского реагирования, экспертные заключения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области с указанием на несоответствие положений Областного закона № 222-ЗС федеральному законодательству и на наличие в нем коррупциогенных факторов не поступали.
Однако в процессе проведения мониторинга прокуратурой Ростовской области выявлено несоответствие отдельных положений подзаконных актов, регулирующих правоотношения в сфере предоставления социальных услуг. Выявлено несоответствие отдельных положений постановления Правительства Ростовской области от 27 ноября 2014 года № 785 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» и постановления министерства труда и социального развития Ростовской области от 11 июля 2022 года № 14 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании» федеральному законодательству (в части определения степени потребности граждан в социальных услугах
в зависимости от группы ухода получателей).
Прокуратурой Ростовской области принесены протесты, которые удовлетворены, соответствующие изменения в подзаконные акты внесены.
В 2023 году прокуратурой города Шахты выявлены нарушения Областного закона № 222-ЗС, выразившиеся в неукомплектованности штата медицинских работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания системы долговременного ухода на дому. В этой связи прокуратурой города директору МБУ города Шахты «Центр социального обслуживания № 1» вынесено представление, по результатам его рассмотрения приняты меры к устранению допущенных нарушений.
Азовской межрайонной прокуратурой установлено отражение недостоверных сведений в единой государственной информационной системе социального обеспечения ГБУСОН Ростовской области «ЦСПСД города Азова» о количестве фактически предоставленных гражданами социальных услуг. В этой связи межрайонной прокуратурой 13 марта 2023 года внесено представление директору учреждения социального обслуживания, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, сведения в единой государственной информационной системе скорректированы.
В ходе проведения мониторинга правоприменения велась работа по приведению Областного закона № 222-ЗС в соответствие с актами федерального законодательства. В 2023 года в него дважды вносились изменения.
Областным законом от 27 апреля 2023 года № 864-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы» Областной закон № 222-ЗС приведен в соответствие с нормами Федеральных законов от 19 декабря 2022 года № 553-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и от 28 декабря 2022 года № 570-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации».
Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 570-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» расширен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах. В их число вошли: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны; инвалиды боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Областной закон от 1 августа 2023 года № 906-ЗС «О внесении изменения в статью 25 Областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» принят в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 28 апреля 2023 № 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ).
Федеральным законом № 137-ФЗ расширен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах. В их число вошли лица, награжденные знаком «Житель осажденного Сталинграда».
В ходе мониторинга правоприменения Областного закона № 222-ЗС проведена анализ поступивших в Законодательное Собрание Ростовской области обращений граждан. В 2023 году таковых не было. Однако в 2022 году по данному вопросу два раза обращалась председатель регионального отделения общественной организации «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов»
К.К. Мирзоева. В своих обращениях она поднимала вопрос о необходимости расширения Перечня социальных услуг услугами кратковременного присмотра за ребенком-инвалидом и уборкой жилых помещений.
Согласно графику проведения мониторинга правоприменения Областного закона № 222-ЗС, комитетом по социальной политике изучена практика субъектов Южного Федерального округа по реализации поднимаемых К.К. Мирзоевой вопросов и информация муниципальных образований о практике реализации положений Областного закона № 222-ЗС на муниципальном уровне.
Информацию в части оказания гражданам отдельных услуг в форме социального обслуживания на дому, направили 48 муниципальных образований. Она свидетельствует о следующем. 120 человекам предоставлены 6 763 услуги по обеспечению кратковременного присмотра за детьми на бесплатной основе. 9 человекам предоставлена 481 услуга по присмотру (прогулка, сопровождение) за детьми на платной основе.
Информация, предоставленная субъектами Южного Федерального округа позволяет сделать вывод о том, что обеспечение кратковременного присмотра за детьми в том или ином виде предоставляется в Краснодарском крае, республике Крым, республике Адыгея, Волгоградской области. В остальных субъектах Южного Федерального округа данная услуга не оказывается.
Информация, изученная комитетом по социальной политике, по вопросу корректировки Перечня социальных услуг в части уборки жилых помещений, свидетельствует о следующем.
Перечни дополнительных социальных услуг, предоставляемых муниципалитетами, есть во всех муниципальных образованиях Ростовской области. При этом их наполняемость сильно разнится. Они содержат от 5 услуг (например, в Неклиновском районе Ростовской области) до 197 услуг в Октябрьском районе Ростовской области. Наименование работ очень разнообразно. Можно встретить мытье практически всех поверхностей (печек, плинтусов, ведер и т.д.), вынос мусора как твердого, так и жидкого, полировка, влажная и сухая уборка, уборка за животными, уборка подсобных помещений и т.д.
Однозначно можно сделать вывод о том, что все виды этих работ востребованы.
Количество лиц, состоящих на надомном учете и получающих услугу по уборке жилых помещений на платной основе (определено по наиболее востребованной услуге «влажная уборка помещений») 68 201 чел. – предоставлено 13 795 997 услуг. Общий размер выпадающих доходов за уборку жилых помещений составит 189 070,9 тыс. рублей.
В случае внесения изменений в части бесплатного предоставления услуг по уборке жилых помещений, соответствующие доходы не будут поступать органам социальной защиты, что существенно скажется на уровне заработной платы социальных работников.
В процессе проведения мониторинга комитетом по социальной политике организована тесная работа с министерством труда и социального развития Ростовской области. В целях совершенствования порядка и стандартов предоставления социальных услуг в постановление Правительства Ростовской области от 27 ноября 2014 № 785 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» в 2023 году были внесены изменения в части: уточнения отдельных формулировок, уточнения перечня документов, необходимых для предоставления социальных услуг, уточнения оснований для отказа в социальном обслуживании поставщиками социальных услуг, уточнения стандартов предоставления социальных услуг, в том числе исключения групп ухода получателей социальных услуг.
В рамках уточнения стандартов предоставления социальных услуг в надомной форме социального обслуживания конкретизированы и уточнены сроки и кратность предоставления социальных услуг, условия предоставления социальных услуг, а также описание социальных услуг.
Кроме, того в Перечне социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, уточнен стандарт услуги «обеспечение кратковременного присмотра за детьми».
Комитетом по социальном политике совместно с министерством труда и социального развития организован мониторинг ситуации, сложившейся после уточнения стандарта. В Ростовской области социальные услуги по кратковременному присмотру получают 66 детей-инвалидов в возрасте от 2-х до 17 лет, из них 36 детей инвалидов получают помощь по организации режимных процессов ребенка в домашних условиях (дневной сон, гигиенические процедуры, прием пищи, игры), 7 детей получают помощь вне дома, это прогулка и сопровождение и 23 ребенка получают услуги как в домашних условиях, так и вне дома. Средняя продолжительность предоставления услуг – от 1 раза в неделю до 3 раз, продолжительностью от 40 минут в день до 120 минут.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» региональные перечни социальных услуг должны утверждаться с учетом примерного перечня социальных услуг, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 1236.
В ходе обсуждения примерного перечня социальных услуг, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года № 1236 предложено скорректировать региональный перечень социально-педагогических услуг следующими услугами:
формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
В настоящее время для получателей социальных услуг уже фактически проводятся мероприятия по формированию у них позитивных интересов (клубно-кружковая работа, университеты «третьего возраста», волонтерские проекты), а также организуются праздники и культурные мероприятия (фестивали «Цветик-семицветик», «Осенний листопад», «Радуга звезд», чемпионат по компьютерной грамотности среди пожилых людей «Понятный интернет»). Целесообразно указанные услуги закрепить также в Перечне социальных услуг.
IV. Результаты мониторинга правоприменения
Областного закона № 222-ЗС
По итогам мониторинга Областного закона № 222-ЗС необходимо отметить следующее.
1. В ходе мониторинга возникла необходимость приведения Областного закона № 222-ЗС в соответствие с федеральным законодательством.
Областным законом от 27 апреля 2023 года № 864-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы» расширен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. Теперь в их число входят: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны; инвалиды боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
В Ростовской области на социальном обслуживании находятся 186 граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг. Из них 100 человек (инвалиды Великой Отечественной войны – 31 чел. и участники Великой Отечественной войны – 69 чел.) на основании областных нормативных правовых актов, получали социальные услуги бесплатно в форме надомного обслуживания. 86 гражданам социальные услуги ранее предоставлялись за заплату или частичную плату.
Областной закон от 1 августа 2023 года № 906-ЗС «О внесении изменения в статью 25 Областного закона «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» расширил перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, лицами, награжденными знаком «Житель осажденного Сталинграда». По данным территориальных органов социальной защиты населения Ростовской области на учете состоит 1 человек указанной целевой категории граждан.
2. Информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении Областного закона № 222-ЗС не поступала.
Однако прокуратурой Ростовской области выявлено несоответствие отдельных положений подзаконных актов, регулирующих правоотношения в сфере предоставления социальных услуг: постановления Правительства Ростовской области от 27 ноября 2014 года № 785 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» и постановления министерства труда и социального развития Ростовской области от 11 июля 2022 года № 14 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании» (предусмотрено определение степени потребности граждан в социальных услугах в зависимости от группы ухода получателей).
Прокуратурой Ростовской области принесены протесты, которые удовлетворены, соответствующие изменения в подзаконные акты внесены.
3. В муниципальных образованиях Ростовской области проведена работа по выявлению проблем, связанных с применением Областного закона № 222-ЗС и анализу практики его применения.
Проанализирована информация о трех видах социальных услуг, предоставленных гражданам в форме социального обслуживания на дому: уборка жилых помещений, предоставляемая на платной основе; обеспечение кратковременного присмотра за детьми на бесплатной основе; присмотр (прогулка, сопровождение) за детьми, предоставленный на платной основе.
Количество лиц, состоящих на надомном учете и получающих три вида социальных услуг – 68 330 человек, которым предоставлено 13 803 241 услуга, из них: 68 201 человеку предоставлено 13 795 997 услуг по уборке жилых помещений на платной основе (определено по наиболее востребованной услуге «влажная уборка помещений»); 129 человекам предоставлена 7 244 услуги по обеспечению кратковременного присмотра за детьми.
Муниципальными образованиями предоставлены сведения о размере выпадающих доходов в случае, если услуги в связи с изменением законодательства будут предоставляться бесплатно.
Общий размер выпадающих доходов составит 189 094,20 тыс. рублей, из которых: 189 070,9 тыс. рублей – за уборку жилых помещений.
В случае внесения изменений в части бесплатного предоставления услуг по уборке жилых помещений, соответствующие доходы не будут поступать органам социальной защиты, что существенно скажется на уровне заработной платы социальных работников.
Услуга по сопровождению ребенка является достаточно востребованной. Так, по предоставленным муниципальными образованиями сведениям, в городе Таганроге, например, этой услугой воспользовались 32 получателя, оказано 3474 услуги. Однако проведенный мониторинг показал, что после уточнения стандарта услуги «обеспечение кратковременного присмотра за детьми» существенное увеличение получателей данной услуги в Ростовской области не произошло.
Ответственному комитету целесообразно подготовить предложение о включении в проект примерной программы законодательной и нормотворческой деятельности Законодательного Собрания Ростовской области на первое полугодие 2024 года проекта областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» (в части расширения перечня социальных услуг, предоставляемых в Ростовской области) и закрепить услугу прогулки и сопровождения ребенка на законодательном уровне.
4. Анализ действующего федерального законодательства и практики его реализации в Ростовской области показал целесообразность дополнения Перечня социальных услуг услугами в сфере досуга.
V. Выводы.
В ходе проведения мониторинга выявлено, что положения Областного закона № 222-ЗС фактически реализуются на практике и имеют положительный социальный эффект. Услуги, включенные в Перечень социальных услуг, востребованы.
Областной закон соответствует актам высшей юридической силы.
Объект мониторинга не имеет внутренних противоречий, коллизий норм и пробелов в правовом регулировании.
В тоже время имеются предложения при реализации Областного закона № 222-ЗС, требующие законодательного урегулирования.
На основании изложенного комитет Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике считает целесообразным рекомендовать:
1. Законодательному Собранию Ростовской области:
1.1. Комитету Законодательного Собрания Ростовской области
по социальной политике, труду, здравоохранению и делам военнослужащих:
1.1.1. Предложить включить в примерную программу законодательной и нормотворческой деятельности Законодательного Собрания Ростовской области на первое полугодие 2024 года проект областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» (в части расширения перечня социальных услуг, предоставляемых в Ростовской области, услугами по сопровождению детей вне дома).
1.1.2. Проработать с министерством труда и социального развития Ростовской области вопрос о целесообразности внесения изменений в Перечень социальных услуг в части дополнения услугами по формированию позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) и организацию досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
1.2. Депутатам Законодательного Собрания Ростовской области продолжить разъяснительную работу в избирательных округах (на закрепленных территориях) о возможности получения услуги по обеспечению кратковременного присмотра за детьми.
2. Министерству труда и социального развития Ростовской области:
2.1. В целях подготовки проекта областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» проработать вопрос о прогнозной численности нуждающихся в услуге сопровождения ребенка-инвалида (в разрезе муниципальных образований).
2.2. Провести информационную работу среди населения об изменениях, внесенных в 2023 году в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 27 ноября 2014 года № 785 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».
Последние новости
Профсоюзная конференция в Песчанокопском районе: итоги и новые назначения
Обсуждены достижения и определены приоритеты на ближайшие пять лет.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили планы по модернизации общественного транспорта.
Поддержка предприятий, сертифицированных в системе «Сделано на Дону»
Местные компании получат финансовую помощь для повышения конкурентоспособности.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией