Почему «Учитель года» г.Шахты Юлия Николаенко не любит школьные каникулы
Учитель русского языка и литературы лицея №11, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года» Юлия Николаенко встретила нашего корреспондента на входе в лицей.
Учитель русского языка и литературы лицея №11, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года» Юлия Николаенко встретила нашего корреспондента на входе в лицей.
За окном стояла теплая погода, а в школьной жизни – каникулы.
Учитель призналась, что не любит эти периоды в году, потому что скучает по своим ученикам, шуму и активности учебных дней. Вместе с педагогом мы прогулялись по светлым коридорам школы и поговорили о любимой литературе, наставничестве и выборе профессии.
— За что Вы любите свою работу?
— Моя профессия мне нравится тем, что каждый день не похож на другой. Каждый день происходит что-то новое, интересные разговоры, события. Не дает превратить свою жизнь в рутину, все время есть к чему стремиться, над чем работать, чем заниматься. Очень вдохновляют дети, которые своим желанием, любопытством, идеями заставляют и меня двигаться вперед. Я не люблю монотонности, поэтому на каникулах скучаю без учеников.
Разнообразие дает мне моя работа, никогда не разочаровалась в ней, каждый день получаю удовольствие.
— Как Вы пришли в профессию, почему выбрали преподавание?
— Учителем я решила стать еще в детстве, когда училась в восьмом классе в школе №7. Я очень любила своего учителя по русскому языку Зинаиду Митрофановну Куприянову. Нас нацеливали на то, что нужно выбрать будущую профессию. А мне хотелось стать как она — серьезной, вдумчивой, знающей, грамотной, поэтому я решила выбрать специальность учителя. Выбор русского языка и литературы как предмета опять же уходит корнями к моему любимому учителю. А еще с детства любила читать, меня было не оторвать от книг. Если сейчас современных детей нацеливают на чтение, то у меня перед сном книги буквально отбирали и выключали свет. Я постоянно была в книжках. Окончила наш педагогический колледж в 2004 году и в этом же году пришла в лицей №11. Получается, прошел уже 21 год, и вся моя профессиональная деятельность связана с этим местом.
— Как решили принять участие в конкурсе?
— В прошлом году на одном из этапов я была зрителем. Меня удивило, как интересно проходит соревнование, что молодые педагоги не боятся участвовать. Они раскрепощенные, вдохновленные, и я задумалась над тем, что столько лет работаю и никогда не принимала участие в таких масштабных конкурсах. И решила участвовать.
— Какой опыт из своей методической копилки Вы презентовали?
— Последние годы я работаю над вопросом экологии души ребенка. На уроках русского языка и литературы мы возвращаемся к теме духовности, нравственности, что в современном обществе отошло на задний план. В своей методической мастерской и на мастер-классе показывала приемы и методы, которые помогают обратить внимание ребенка на его родной язык, на литературное творчество писателей.
— Какое было чувство, когда вскрыли конверт и назвали Ваше имя?
— Момент настоящего счастья. Это не передать словами. В последние дни перед церемонией у меня было какое-то предчувствие, что это возможно, раньше старалась об этом не думать. Да и глядя на своих соперников, я понимала, что любой может победить. Потому что все были достойны.
— Кто Вас поддерживал?
— Это не только мое достижение, но и лицея, коллег, учеников, моей семьи. Без поддержки не случилось бы победы. Учителя моего лицея шли всегда на помощь, если возникали какие-то затруднения, с открытой душой старались помочь. Ученики, когда узнали, что я буду участвовать, очень за меня переживали, на этапах я с ними отрабатывала пробные уроки, они помогали мне снимать видео для занятий. И ученики моего 7Б класса, и родители меня очень поддерживали морально, болели за меня.
— Кому первому вы сообщили новость, что Вы – «Учитель года»?
— Мужу. Он работал и не смог присутствовать на церемонии закрытия конкурса, поэтому, как только вышла из театра, я позвонила ему. Он сказал, что никогда не сомневался во мне. На самом деле никто не сомневался, одна я до последнего не верила в свою победу. Со мной на церемонии была моя старшая дочь, она — выпускница нашего лицея прошлого года, а также друзья и коллеги. В зале была большая группа поддержки.
— Чувствовали, что победите? Было ли это сюрпризом?
— Победы я не ожидала. Теперь я готовлюсь к региональному этапу конкурса. Как только узнала о результатах, в голове стали появляться мысли, что буду делать на областном конкурсе, какую возьму тему, какие продемонстрирую методические приемы.
— Какие планы на будущее?
— Мне предстоит поработать, чтобы систематизировать все свои знания и умения, открыть что-то новое и с этим выйти на областной конкурс. Я сделала вывод, что не нацеливалась на победу, просто шла и уверенно показывала то, что я умею, то, чем хочу поделиться. На региональный этап пойду с такой же установкой. Хотя, конечно, все хотят победить, но это не та задача, которую я ставлю перед собой. Самое главное — достойно выступить.
— 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Можете ли вы назвать себя наставником?
— Думаю, что могу. Я руковожу методическим объединением нашего лицея по русскому языку и литературе. У меня есть молодая коллега, которая пришла на работу в прошлом году, и я ей помогаю. Ну и, конечно, ученики. Хотя это только подопечные могут сказать, кто для них является наставником. Надеюсь, что я смогла дать им что-то полезное, стать проводником к достижениям.
— Есть ли у Вас любимые произведения или авторы?
— Я больше всего люблю нашего донского писателя Михаила Шолохова. Мне нравятся все его произведения: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека». Он, пройдя через сложные жизненные испытания, сумел так показать и народ, и проблемы, и человека в этих обстоятельствах, что до сих пор читаешь и на глазах слезы. Восхищаюсь Шолоховым, его собрание сочинений — моя настольная книга. Если хочется просто что-то почитать, отвлечься от всех мыслей — беру любую книгу Шолохова, открываю на любой странице и тут же погружаюсь. Особенно меня очаровывает его язык. Автор сумел подобрать правильные слова для описания жизни на Дону. На мой взгляд, именно в этой точности его гениальность.
«Учитель года-2023» в городе Шахты Юлия Николаенко с детства с увлечением читала книги и поэтому решила связать свою жизнь с преподаванием русского языка и литературы.— А сами Вы пытались что-то писать? Романы, сказки или стихи?
— К сожалению, большого таланта к сочинительству и вдохновения у меня нет. Старшая дочь тоже пробовала себя, я помогала, редактировала, подыскивала рифму. Как учитель литературы я вижу и могу откорректировать произведения, помогаю ученикам. Иногда они приходят и делятся своим творчеством. Я считаю, что как раз литература и вдохновляет, особенно, когда мы говорим о биографиях писателей. Не все открыли свой талант с юных лет, они пробовали, ошибались. Раньше это не было профессией, а вдохновением, творчеством, но именно оно увековечило имена многих людей. Я всегда поддерживаю начинания учеников. Им приходится быть творческими, потому что они пишут часто сочинения, это все-таки проза, ОГЭ и ЕГЭ — везде нужен этот навык. Его нужно развивать. К тому же это воспитывает чувства.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Я очень люблю вязать на спицах, но времени на это очень мало. Последнее время для меня отдых — выезды на природу. Мой муж любит рыбалку, а для меня приятная прогулка по берегу Дона позволяет расслабиться и отдохнуть.
Юлия Николаенко в кругу семьи.— Расскажите о своей семье. Как она относится к вашей работе?
— С мужем мы познакомились еще в детстве, жили по соседству, и я дружила с его младшей сестрой. В детстве мы друг на друга не особо обращали внимание. Когда он пришел из армии в 1996 году, мне было уже 16 лет, и мы с ним стали общаться, дружить, а потом поженились. Он работает на заводе «Авангард». Семье моей приходится тяжело. У меня не та профессия, когда пришел с работы и забыл о ней. Даже дома я созваниваюсь с родителями, объясняю какие-то вопросы, проверяю тетради, готовлюсь к урокам. Только благодаря тому, что моя семья меня понимает и поддерживает, я и в профессии состоялась, и семья сохранилась.
У нас две замечательные дочки. Старшая пошла по моим стопам и поступила в Кубанский государственный университет на филологический факультет. Если захочет, тоже пойдет работать в школу. Младшая дочь учится в третьем классе лицея №11. Учителем пока не собирается становиться, постоянно меняются интересы. В детском саду хотела быть воспитателем. Я всегда говорю дочери, что это работа, где нужно много трудиться и отдавать всего себя.
ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый, от «Учителя года» города Шахты Юлии Николаенко
1. Сказки.Дети должны читать сказки! Они дают веру в чудо, устанавливают понятия добра и зла, закладывают основы нравственности.
2. «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери.Даже взрослым книга обязательна для прочтения. К сожалению, они забывают, что тоже были детьми. А если бы помнили, то и к жизни по-другому относились.
3. «Капитанская дочка», Александр Пушкин.Сложно выделить что-то одно из творчества Пушкина, но детям своим в классах я всегда говорю, что самое главное, что вы должны прочесть — это «Капитанская дочка». Это произведение на все времена, которое показывает проблемы общества: честь, достоинство, дружба, любовь.
4. «Тихий Дон», Михаил Шолохов.Опять же Шолохов, горячо мною любимый. Выделю, пожалуй, «Тихий Дон» как летопись жизни
дончан в разрезе целого десятилетия. Хотя многие дети не любят его. Возможно, из-за трагичного тона произведения.
5. Поэзия.Не могу вот так назвать пятую позицию. Считаю, что обязательно нужно воспитывать свою душу на лирических произведениях Есенина, Маяковского, Блока, Цветаевой, Ахматовой, Фета, Тютчева. Любые произведения о природе, взаимоотношениях, любви. В лирических произведениях слов мало, но там столько чувств. Дети, когда понимают произведение, проникаются чувствами того, что заложил в строки автор, бывают даже поражены открывающимися красками эмоций и переживаний. У них есть проблема, они не всегда могут выразить правильно свои чувства, и как раз воспитание поэзией помогает развить этот навык.
Беседовала Т. Маргиева, фото автора и из семейного архива
Тамара МаргиеваПоследние новости
Как понять, что оторвался тромб: врачи назвали 4 признака
И кто находится в группе риска Стремительно меняющийся образ жизни не всегда идет на пользу человеку.
Дожди и аномальное тепло обещают шахтинцам
Зимней сказки не будет. Сегодня, 22 декабря, в Шахтах прогнозируют теплый и сырой зимний день.
Обеспечение инвалидов дополнительными техническими и тифлотехническими средствами реабилитации
. Дополнительные файлы Загружен: 20 декабря 2024 17:02 20-12-2024_Обеспечение инвалидов дополнительными ТСР_.mp4 15.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований