«Коррупция показывает, что система не работает». Ростовский профессор оценил статистику дачи взяток
В 2022 году давать взятки в Ростовской области стали в два раза чаще, следует из данных Генпрокуратуры.
В 2022 году давать взятки в Ростовской области стали в два раза чаще, следует из данных Генпрокуратуры. Получается, коррупции в регионе становится больше? Чтобы разобраться в сухой статистике, корреспондент 161.RU обратился к доктору юридических наук, профессору кафедры уголовного процесса и криминалистики ЮФУ Валерию Бирюкову.
— Необходимо понимать, что взятка — это достаточно скрытое преступление. [Для учета] в статистике взятка — как правило, сложновата, — отмечает профессор. — Статистика выявляется, как правило, оперативным путем, а эти заявления, которые поступают, могут быть формой прикрытия других факторов.
Как объясняет Бирюков, есть разница между видами взяток. Бывает, что человек берет деньги за какие-то услуги, а затем распоряжается ими по собственному разумению — покупает машину, отдыхает в барах. А есть «системы взяток», когда чиновник из младшего звена берет взятку, передает ее вышестоящему начальнику и так далее. Судя по описанию Бирюкова, примером такой ситуации может быть скандал среди сотрудников ГИБДД в прошлом апреле — тогда задержали 26 полицейских по подозрению в получении взяток и вымогательстве.
— Коррупция — это организованное явление. Спрут, который пронизывает всю экономику, причем с использованием должностных полномочий властных структур. Сюда могут входить и правоохранительные органы. По сути, коррупция — это государственное преступление. Но этого понятия нет в Уголовном кодексе, оно не зафиксировано там. А если у нас нет понятия, то нет и уголовно-правовой нормы. А это всё взаимосвязано. Так что такая статистика не может полностью отражать степень коррумпированности, — считает профессор.
По мнению Бирюкова, есть три фактора, определяющих вовлечение в коррупцию. Первый — воспитание и образование человека. Это влияет на то, может ли человек сам решиться дать или взять взятку. Другая сторона — материальная. В качестве примера профессор привел советские времена, когда для пересечения границы с Грузией необходимо было дать взятку. Но проблема ушла в прошлое, когда сотрудникам на границе стали больше платить. Третий фактор — установленные государством уголовно-правовые меры, в частности, работа над законодательством.
Профессор считает, что взятки дают и берут, в том числе благодаря недоработкам государственной системы. Ведь бывает, что часто оказывается проще заплатить, чем терпеть бюрократические проволочки при решении тех или иных задач. Поэтому опыт создания МФЦ профессор видит положительным примером профилактики взяток.
— Коррупция опасна тем, что она создает недоверие к власти, к государству, — считает Бирюков. — Вообще недоверие ко всему. Недоверие к строю, стране. О чём бы мы не говорили, взятка или коррупция — это недоверие к существующей системе. Мы можем не доверять условным Иванову, Петрову, кому угодно — говорить, какие там в инстанциях или органах нехорошие люди. Но в итоге это люди, которые действуют от имени государства. Подрыв доверия показывает, что нет госструктур, которые должны бороться с этим. Что система не работает.
Последние новости
Лечение психических расстройств электрошоком в Ростовской области: правда или миф?
Обсуждение новых методов терапии, которые могут быть внедрены в 2025 году.
Единая Россия подводит итоги выборов
Партия подтверждает свое лидерство на политической арене страны.
Ростовская область вводит «звёздную» классификацию для пляжей и глэмпингов
Депутаты представили свои идеи на общественном обсуждении законопроекта.
Виновата ли индийская рупия в провальном курсе рубля?
Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий